В эти выходные на территории г. Москвы прошел второй этап учебного семинара-практикума «Небо Родины». Мероприятие было организовано активистами авиационного поиска Москвы и Московской области с целью популяризации данного вида поиска, привлечения молодежи к архивной, исследовательской и поисковой работе поискового движения, установлению имен пропавших без вести экипажей самолетов. В семинаре-практикуме приняли участие поисковики, музейные работники и кадеты школы № 2057″ города Москвы и Московской области.
Работы проходили на известной многим историкам, краеведам и общественниками локации, определенной , как место гибели командира 130 бомбардировочного авиационного полка майора Ивана Петровича Коломийченко и штурмана полка старшего лейтенанта Анатолия Александровича Федотова, разбившихся в этом районе 24 декабря 1941 года.
По легенде двое летчиков были похоронены здесь же, а после войны их останки были перенесены в отдельную могилу на Киевском шоссе, от куда в начале 2000-х годов были перезахоронены в Марушкино при расширении трассы. На месте предполагаемой гибели самолета ПЕ-2 и двух членов его экипажа в советское время был установлен памятный знак с информационной табличкой и именами погибших, заведен паспорт захоронения. Возле обелиска также были зацементированы фрагменты крылатой машины. Отдельное внимание как раз и привлекли остатки стоек шасси, не похожие на стойки бомбардировщика Петлякова.
Но эта история давно не давала нам покоя. Несколько лет назад на одном из аукционов удалось приобрести очень интересный документ. Это командировочное предписание управления тыла 33-й Армии , выданное 1 ноября 1941 года интенданту 3 ранга Балакину В.А ., где ему поручалось в районе Покровском (Большое Покровское) 6 км от Марушкино похоронить погибших летчиков, имущество, находящееся при самолете разрешалось изъять и доставить в Управление Тыла 33-й Армии. Этот документ указывал нам на то, что в районе Покровское-Марушкино в конце октября 1941 года погиб еще один экипаж самолета и предположительно это бомбардировщик.
И вот, получив разрешение Администрации Марушкинского поселения Новомосковского административного округа на проведение учебного семинара-практикума «Небо Родины» при участии кадетов школы № 2057″ и местного Совета Ветеранов, мы приступили к работам. 18 сентября 2022 года в первый этап семинара-практикума ребятам предстояло провести архивную работу и выяснить обстоятельства гибели экипажа, авиационный полк и собрать всю имеющуюся информацию по указанным на памятном знаке фамилиям, используя открытые источники и базы данных «Память народа» и «Обд-мемориал». Помимо этого в рамках семинара-практикума, после проведенного инструктажа кадетов обучили правилам работы с металло-детектором, а также основам и нюансам такого вида поисковых работ, как авиапоиск.
Взрослыми же поисковиками в этот день были исследованы площади залегания обломков самолета, а также найдены фрагменты мотора М-88Б, подтверждающие нам то, что на этом месте потерпел крушение советский дальний бомбардировщик ДБ-3Ф(Ил-4), а не Пе-2, как считалось ранее. Также специалистами Центра современной истории были изучены стойки шасси, подтверждающие наши предположения. По обнаруженным технологическим клеймам на фрагментах самолета мы еще раз подтвердили нашу версию.
Во время проведения второго этапа семинара-практикума «Небо Родины» перед нами стояла самая главная задача — поиск номерных деталей для установления воинской части, в которой проходил службу этот самолет, даты и обстоятельства потери и идентификации погибшего здесь экипажа.
В этот день ребята приступили к практической работе, извлекая из 5 находящихся в этом месте воронок, заполненных глиной, жижей и водой фрагменты бомбардировщика. Видимо во время войны саперы проводили здесь подрыв боекомплекта этого самолета, а фрагменты машины были скинуты в образовавшиеся от взрывов воронки. Из земли были извлечены фрагменты карбюратор одного из моторов, полик штурмана, фрагменты крыльев и обшивки. Спустя несколько часов дружной, но тяжелой и кропотливой работы, перемывки найденных фрагментов, ребятами был найден заветный номер одного из моторов. На направляющей толкателя клапанного механизма красовался заветный номерок 8876. А через несколько минут были обнаружены его дубли.
Благодаря помощи авиационных специалистов Центра современной истории Сергея Каткова и Кирилла Чекмарева удалось установить имена погибших и причины катастрофы.
При выполнении боевого задания 1 ноября 1941 года самолет ДБ-3Ф № 5720 с моторами М-88б №\№ 88334 и 8876, принадлежащий 545 (90) ДБАП 51 АД, пилотируемый пилотом — старшиной тов. Чумак ввиду низкой облачности и плохой видимости потерял высоту, зацепился за деревья, перевернулся и упал, после чего сгорел. Место катастрофы не установлено. С боевого задания не вернулись летчик Чумак Поликарп Михайлович 1918 г.р, уроженец Новосибирской области; штурман Курило Владимир Степанович, 1916 г.р, уроженец Ленинградской области и радист- стрелок Чагунин Петр Иванович 1922 г.р, уроженец Киевской области.
Все члены экипажа числятся пропавшими без вести!!!
Следующими этапами семинара «Небо родины» планируется собрать с ребятами всю имеющуюся информацию о экипаже, найти родственников, увековечить имена героев в Книгах памяти, всех необходимых документах и установить памятный знак на месте гибели!
Мероприятие было организовано поисковиками из отрядов «Бумеранг-ДОСААФ», «Военная археология», «Долг», «Витязь» совместно с Центром современной истории, поисковиками отряда «Возрождение», Советом Ветеранов Марушкинского поселения Новомосковского административного округа, Наро-Фоминским историко-краеведческим музеем при участии кадетов школы № 2057″ города Москвы.
Итоги семинара-практикума «Небо Родины» после осуществления всех его этапов планируется провести в октябре-ноябре 2022 г на площадке Наро-Фоминского историко-краеведческого музея.
Огромное спасибо Администрации Марушкинского поселения Новомосковского административного округа за быстрое согласование в проведении данного мероприятия.