18 июня 2017 г в рамках проекта Поискового движения России «Небо Родины» сводная группа поисковиков из Москвы и Московской области работала под д. Румянцево Истринского района на месте падения истребителя МИГ-3. Пилотом этого самолёта был летчик Петр Еремеев, совершивший 28 июля 1941 г. первый ночной таран в небе столицы. Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 1995 года № 961 за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов старшему лейтенанту Еремееву Петру Васильевичу посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации.
Представитель Поискового движения России Сергей Катков рассказал, что лётчик выпрыгнул с парашютом, остался жив. Он погибнет спустя два месяца, 2 октября, в районе озера Селигер. Уникальность этого случая в том, что таран описан как в советских документах – в сводках 6-го авиакорпуса указано, что самолет потерян в результате тарана, – так и в документах генерал-квартир-мейстерства люфтваффе – указано, что истребителем сбит бомбардировщик Хенкель-111.
Это место искали в Подмосковье давно. Помог случай – один из жителей деревни Румянцево Истринского района рассказал поисковикам, как его мать и бабушка были свидетелями падения самолёта.
«Он шёл под утро, горел факелом и упал вот на этом месте», — показал Михаил Астафьев.
В работах на указанном месте приняли участие поисковики из отрядов: «Надежда» (г. Коломна), «Бумеранг» (г. Наро-Фоминск), «Партизан» (Москва), редколлегии журнала «Военная археология», поисковики и краеведы Истринского района. Присутствовали и местные жители.
Цель работ по поиску номерных агрегатов удалось выполнить. Полностью отработана воронка от падения самолета глубиной около двух метров. В ней оказалось мало обломков, что можно объяснить неоднократным перекопом её в 1960-90-х годах. От двигателя было найдено два относительно крупных фрагмента, остальные обломки — совсем мелкие. Все без исключения гильзы боекомплекта пулеметов БС и ШКАС разорвались при горении самолета.
Мелкий обломок навесного агрегата мотора АМ-35 с цифрами 3404 был найден в нескольких метрах от воронки, в полосе выброса обломков – он соответствует номеру мотора Миг-3, указанному в документах. Асимметричность воронки свидетельствует о пологом падении самолета, что подтверждает слова местного жителя и показанное им направление падения.
Благодарим всех коллег-поисковиков и местных краеведов, принявших участие в полевых работах, а руководство ПДР и органы власти Истринского района за оперативное согласование проводимых работ.
Ход раскопок фиксировали съёмочные группы Первого канала, «Вести», «Звезда» и «360».
Нам удалось воскресить подвиг Петра Еремеева благодаря коллективной работе, которая проводилась в течение нескольких лет и успешно завершилась.
Сергей Садовников
фото автора